Как выдуть сосуд из стекла. Свой бизнес: стеклодувное производство

Силач в цирке надувает грелку, папа надувает шарики ребёнку на день рождения, алкоголик дует водку, а младенец просто в штаны. Но есть такие люди, которые решили свою жизнь посвятить изготовлению очень красивых изделий из самого хрупкого материала — стекла. Это стеклодувы. Скорее всего, в этой профессии не обходится без толики магии. Иначе как объяснить то, что из горстки невзрачного песка получаются настоящие произведения искусства? Хотите знать, как это делается?

Кладовая стекла

В регионе Тавастия, в финском городке Риихимяки (Riihimaki), есть одно местечко — старый стекольный завод.


В одном из его помещений сегодня находится стеклодувная мастерская и галерея художников Марии Хепо-ахо и Кари Алакоски. Мария и Кари — известные и признанные в Финляндии художники, работающие со стеклом. Они производят всё, начиная от украшений и заканчивая вазами и посудой.


Любой желающий может зайти в мастерскую и прикоснуться к магии стекла, сделать себе бусики и купить понравившиеся изделия и сувениры. И самое главное — Маша из России, и у вас не будет совершенно никаких трудностей перевода. :)


В просторной мастерской есть несколько рабочих мест. К примеру, вот тут Маша делает птичек из стекла, подсматривая в книгу о птицах Финляндии.



Трудно себе представить, пока не увидишь, как из этих цветных стеклянных палочек получаются совы, петушки, аисты и воробьи. Маша училась этому ремеслу в университете целых 6 лет!


Каких только замысловатых поделок тут не встретишь: шарики, бусы, вазы, стаканы, графины, подсвечники — всё это потом расходится по магазинам и выставкам стекла.



Тысячи цветов и оттенков, форм и теней!



Стилизация под лёд, дизайнерские находки, стаканы-подсвечники — чего тут только нет!



Есть даже старинный кассовый аппарат, который Маша с трудом нашла и выкупила. Это First Lady мастерской. Он до сих пор прекрасно работает, и вместо звонкого серебра в ящичке для денег лежат современные евро.


Но одна вещь притягивает внимание больше остальных. Как в этой стеклянной ступке появились пузырьки? Лазерные технологии? Магия?


Мастера раскрывают секреты

Долго уговаривать не пришлось — Мария сама предложила сделать на наших глазах такую же ступку с волшебными пузырьками. Как это не прозаично, но всё в нашем мире начинается с праха. Маша зачерпнула из мешка горсть стеклянного сырья, которое они закупают в Швеции. Эти шарики потом окажутся в печке, где 1200 градусов Цельсия превратят их в густую, тягучую массу.


Именно эту массу Кари и наматывает сейчас на конец длинной металлической трубки.


Вот этому маленькому кусочку света и предстоит пройти огонь, воду и медные трубы на пути к своему финальному и совершенному состоянию.


Прежде всего, стеклу нужно придать форму и немного охладить поверхность заготовки. Технологии практически не изменились с тех пор, как в Финляндии начали дуть стекло (практически, позже всех в Европе). Для этого Кари использует специальные, намоченные водой деревянные ложки, в которых он постоянно вращает заготовку. Мокрое дерево позволяет очень плавно понижать температуру стеклянной массы, не давая ей трескаться.


Параллельно, Кари придаёт и форму будущей ступке с помощью металлических щипцов, делая утоньшение у ее горла. Всё это время он катает трубку с заготовкой на специальном кресле — главном рабочем месте стеклодува. Если этого не делать, вязкая заготовка под собственной тяжестью стечёт вниз.


В нужный момент к процессу подключается Маша.


С помощью вот такого механизма, больше похожего на средневековое орудие пыток, заготовку зажимают и создают на её поверхности рифления.


Вот так теперь выглядит наш кусочек стекла. Не правда ли, очень похоже на светящуюся лампочку? В этом рифлении и заключается весь секрет волшебных пузырьков.


Теперь Кари опять разогревает заготовку в печи, которая называется Glory Hole. После этого он вновь набирает свежей стекломассы в первой печи, обматывая вторым слоем стекла заготовку.


Далее главную роль начинает играть уже Маша. С помощью сложенных в несколько слоев старых мокрых газет, она вновь охлаждает заготовку до нужной температуры и вязкости. Мокрая бумага очень хорошо и плавно забирает тепло, не давая заготовке покрыться трещинами. Слой за слоем бумага горит, забирая лишнее тепло и придавая нужную форму будущей ступке.


Второй слой стекла запечатывает ямки первого слоя, а Кари изнутри раздувает заготовку.


Именно так и получаются пузырьки.



После этого наступает время заняться горлышком ступки. Для этого необходимо поменять место крепления заготовки к инструменту. Для этого Кари берёт вторую трубку, наматывает на неё небольшой кусочек стекла и приклеивает ко дну ступки. Когда масса схватывается, можно убрать первую трубку, отколов её от горла.


Маша ножницами отрезает всё лишнее, формируя будущее горло ступки.


Кари щипцами плавно расширяет его…

…и мы получаем практически готовую ступку.


Несколько финальных штрихов…


И ступка готова! Но не совсем…


После откалывания трубки от дна, на поверхности остаются острые куски стекла, которые необходимо сгладить специальной горелкой.


И даже после этого процесс не заканчивается — ступке нужно будет отдохнуть сутки в третьей печи, где 500 гладусов Цельсия снимут с неё все внутренние напряжения. Это нужно сделать, чтобы ступка однажды не разлетелась вдребезги даже от слабого удара. Это процесс называют отпуском, как и в металлургии.

Вот такая ступка будет продана любителям всего изящного и ручного за 30 евро. В ней можно растирать приправы, готовить лекарства, ею можно просто украсить помещение.


Да будет цвет!

А хотите знать, как получаются вот такие цветные вазочки?


Изюминка процесса — добавление на начальном этапе кусочков цветного стекла.


В процессе дутья оно растворяется тонким слоем внутри основной массы, придавая изделию неповторимую окраску.


А вот, что будет, если не плавно охлаждать заготовку мокрыми газетами, а резко поместить её полностью в ведро с водой. Поверхность покрывается мелкими трещинами, которые создают приятную на ощупь фактуру.


Маша и Кари — боги стекла в своей мастерской. Они могут сделать даже фотографию на память. За годы работы они накопили сотни разных приёмов, которые неподвластны многим их конкурентам в Финляндии.


За небольшую плату они готовы провести экскурсию, мастер-класс и даже дать возможность самому что-то выдуть. К ним очень часто обращаются люди, которые хотели бы воплотить в реальность свои художественные замыслы — сделать эксклюзивный набор посуды, украшение, корпоративный сувенир и многое другое.

Стеклодув - это мастер, создающий изделия из разогретой стеклянной массы путём выдувания. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Как указывает название профессии, стеклодув выдувает стекло через специальную трубку, создавая всевозможные полые предметы: посуду, шары и пр.

Однако этим ремесло стеклодува не исчерпывается, о чём свидетельствует большое количество инструментов, которыми он пользуется для формирования изделия: ножницы разных форм, щипцы, гладилка, сошки, металлический косарик.

Стекло плавят в стекловаренной печи или с помощью газовой горелки. Техники выдувания могут применяться разные.

Ручное выдувание в формы позволяет создавать изделия, схожие одно с другим. Например, лабораторные колбы. Стеклодув набирает на кончик стеклодувной трубки расплавленное стекло, выдувает пузырь и начинает формовать его, постоянно вращая трубочку и формует стекло в деревянных или металлических формах.

Свободное выдувание заключается в свободном формовании изделия. Стеклянные предметы, выполненные путём свободного выдувания, называют также гутным стеклом (иногда называют гутенским, от немецкого hutte — гута, стеклодувная мастерская). Через труббку выдувается расплавленный шар. Его подправляют деревянными брусками, щипцами. То, что получилось, снимают с трубки и помещают на железный стержень ("понтий") и продолжают обработку. При необходимости мастер раскрывает верх или раскатывают нижнюю часть, вытягивает, гнёт, режет вязкое стекло с помощью специальных инструментов.

Нет двух совершенно одинаковых предметов, выполненных таким образом. Для них характерны тонкие стенки и прозрачность.

Прессовыдувание. Будущее изделие сначала формуют в пресс-форме, а затем в горячем виде — воздухом. Изделия получаются более толстостенными, менее прозрачными. Но этот способ позволяет создать на них рельефные украшения.

Итак, изделие сформировано.

Дальше - отжиг. Так называют нагревание до 530-580°С с последующим медленным охлаждением. При быстром и неравномерном охлаждении после формования в стекле возникают остаточные напряжения, которые со временем приведут к тому, что изделие разрушится само собой, без видимых причин. Отжиг позволяет уменьшить эти остаточные напряжения и сделать стекло долговечным.

Как говорят сами стеклодувы, стекло - это живая субстанция. И только мастерство может сделать его послушным.

Применение ремесла

В прошлые годы труд стеклодувов применялся на промышленных предприятиях, например, в фармацевтике, где нужно было запаивать ампулы с лекарством. Теперь многие промышленные процессы полностью автоматизированы, а стеклодувы в первую очередь нужны там, где делается ставка на нестандартность.

Стеклодувы могут специализироваться на разных изделиях, однако, это всегда ручная работа.

Стеклодувы-выдувальщики создают с помощью выдувной трубки и газовой горелки елочные игрушки, неоновые лампы. Такие специалисты до сих пор весьма востребованы.

Стеклодувы-аппаратурщики создают стеклянные приборы для лабораторий, фармацевтических фирм и т.п.

Стеклодувы-художники - эксклюзивные произведения: рюмки, сувениры, вазы.

Вред

Близость к огню и раскалённому стеклу вынуждает быть особенно собранным, тщательно соблюдать технику безопасности. И всё же мелкие не редки. Например, при выдувании ёлочного шарика раскалённый стеклянный пузырь может лопнуть, и тогда стекло разбрызгивается и попадает на руки, оставляя мелкие ожоги. Работа стеклодува относится к разряду вредных: целый день на ногах, в мастерской обычно жарко, а зачастую - сильный шум вытяжки. Стекло становится податливым, когда накалено до 1300 о С. Кварцевое стекло требует ещё большего нагрева - 2000 о С.

В мастерской может использоваться стекловаренная печь и печь для отжига, которые излучают жар. В большом цеху печей может быть несколько. Но и газовая горелка серьёзно нагревает воздух. К тому же мастеру приходится целый день смотреть на её пламя. А сам процесс выдувания связан с напряжением лёгких. Например, стеклодув на фабрике ёлочных игрушек может выдувать до 250 шаров за смену.

В производстве стекла основными компонентами являются: кварцевый песок, сода, известняк и доломит, а также различные добавки, в числе которых и мышьяк.

При варке стекла мышьяк испаряется, и это дополнительный фактор риска, несмотря на обязательную вытяжку. Поэтому стеклодув имеет право на досрочную пенсию, хотя многие мастера не спешат уходить.

Обучение на стеклодува

Рабочее место

Фабрики ёлочных игрушек и стеклянной посуды, художественные мастерские, стеклодувные мастерские (изготавливают лабораторную посуду, в том числе нестандартную, трубочки для батика), некоторые НИИ и лаборатории.

Оплата труда

Зарплата на 17.02.2020

Россия 30000—50000 ₽

Важные качества

Профессия стеклодува немыслима без способности к кропотливому труду. Необходимы глазомер, хорошая координация движений, художественный вкус, креативность и так называемое чувство расплавленного стекла.
Также нужна физическая выносливость. Проблемы сердечнососудистой системы, гипертония, болезни легких, астма, высокая степень близорукости - это противопоказания к работе стеклодува.

Знания и навыки

Стеклодув должен знать свойства стекломассы, понимать технологию производства стекла, устройство выдувной трубки, уметь пользоваться ею и другими инструментами. Он должен владеть способами выдувания, уметь дозировать стекломассу.
Многие навыки приходят только с опытом. Например, умение по виду пламени горелки определять, достаточна ли температура для расплавления стекла.

Стеклодувы 80 лвл

Искусство выдувания стекла – сложный, кропотливый процесс. Подобная техника походит к первому веку до н.э., появилась она в Сидоне (ныне прибрежный Ливан). Оттуда искусство распространилось на Римскую империю, а затем и в другие части мира. Искусство выдувания стекла практикуется и сегодня, оно подразумевает освоение массы сложных техник. Самое главное, в работе стеклодувов – это выполнение работы с высоким уровнем точности и аккуратности.

Процесс начинается тогда, когда впечь попадает 4-5 фунтовая трубка, где расплавляется стекло при температуре 2200 градусов по Фаренгейту (температура лавы).

Этот процесс называется сбором. После сбора стеклодувы окунают паяльную трубу в раскаленное стекло, пока на конце не сосредоточится приличного размера капля. Это очень сложный момент, так как стекло имеет консистенцию меда и легко капает с конца трубы.

На следующем этапе стеклодув начинает дуть воздух в трубу, образуя небольшой пузырек воздуха внутри расплавленного стекла. Это весьма тонкий процесс: если художник дует слишком интенсивно, то его работу ждет крах.

Одним из наиболее сложных аспектов выдувания является сохранение температуры на необходимом уровне. Благодаря поддержанию температуры, художник может придавать стеклу форму, которую он задумал. Благодаря традициям, которые передаются стеклодувами из поколение в поколение, это искусство не перестает привлекать и покорять наше внимание.

Искусство выдувания стекла – сложный, кропотливый процесс. Подобная техника походит к первому веку до н.э., появилась она в Сидоне (ныне прибрежный Ливан).

Искусство выдувания стекла – сложный, кропотливый процесс. Подобная техника походит к первому веку до н.э., появилась она в Сидоне (ныне прибрежный Ливан). Оттуда искусство распространилось на Римскую империю, а затем и в другие части мира. Искусство выдувания стекла практикуется и сегодня, оно подразумевает освоение массы сложных техник. Самое главное, в работе стеклодувов – это выполнение работы с высоким уровнем точности и аккуратности.

Процесс начинается тогда, когда впечь попадает 4-5 фунтовая трубка, где расплавляется стекло при температуре 2200 градусов по Фаренгейту (температура лавы).

Этот процесс называется сбором. После сбора стеклодувы окунают паяльную трубу в раскаленное стекло, пока на конце не сосредоточится приличного размера капля. Это очень сложный момент, так как стекло имеет консистенцию меда и легко капает с конца трубы.

На следующем этапе стеклодув начинает дуть воздух в трубу, образуя небольшой пузырек воздуха внутри расплавленного стекла. Это весьма тонкий процесс: если художник дует слишком интенсивно, то его работу ждет крах.

Одним из наиболее сложных аспектов выдувания является сохранение температуры на необходимом уровне. Благодаря поддержанию температуры, художник может придавать стеклу форму, которую он задумал. Благодаря традициям, которые передаются стеклодувами из поколение в поколение, это искусство не перестает привлекать и покорять наше внимание.