Птицы рождены для полета. Рождённые для полёта Организационный момент, мотивация

С удивлением и радостью неожиданно обнаружил, что эта крылатая (каламбур не случаен) фраза, ошибочно приписываемая Максиму Горькому, принадлежит Владимиру Галактионовичу Короленко (1853—1921). В его очерке "ПАРАДОКС" эти слова пишет ногой человек, безрукий от рождения. http://www.lib.ru/RUSSLIT/KOROLENKO/paradox.txt . Да, да, тому самому В.Г. Короленко, яростно выступившему против кровавого навета, в котором обвиняли вотяков в "Мултанском деле", а позднее Бейлиса.

общеизвестно.

Но вот эта крылатость души убогих, обделенных судьбой людей характерна именно для В.Г. Короленко не только в его очерке "Парадокс". Вспомните "Слепого музыканта". Это не горьковское "Рождённый ползать летать не может", может, летает!

Иван Бунин иронично переделал эту фразу Короленко:

Человек создан для счастья, как птица для ПАШТЕТА.

Некоторые иронизируют круче:

Человек создан для счастья, как птица для ПОМЁТА.

Человек создан для счастья, как рыба... для консервов.

Человек создан для счастья, как уж для ползания.

Человек создан для ХОДЬБЫ, как птица для полёта.

Птица создана для счастья, как человек для ходьбы...

Человек создан для счастья, как птица для полёта, только счастье не всегда создано для него . (Human beings are created for happiness as birds are created for flight, but happiness is not always created for them).

И даже так:

"Человек создан для счастья, как птица для полёта", - иронизируют над человеком страусы и пингвины.

Я и сам иронизировал по этому поводу:

Прошли года. Уже всё поздно.

Не пьётся и не курится.

А человек для счастья создан,

Как для полёта курица.

Считают птицу символом полёта,

А не производителем помёта.

Хоть далеко не всем присущ полёт,

Но всем без исключения - помёт.

И у обгаженного обелиска

Внезапно понимаешь, прослезясь:

Высокое и низкое - так близко,

Так неразрывна между ними связь!

Но я писал и о том, что рождённый ползать может летать:

Раскован стих. В нем бабочки паренье.
И незаметно всем, наверняка,
Мучительное чудо превращенья
Из червяка в красавца-мотылька.
Как гусеница кокон свой плетет
И тянет, словно жилы, паутины.
Наброски не видны из-за картины.
И муки творчества - они не в счет.
Недвижна куколка и не видны усилья,
Рождающие для полета крылья.
Мучительный процесс метаморфозы
В летящий стих из ползающей прозы,
Чтоб отразились в строчке на века
Еловый терпкий дух и белизна цветка.

Человек рожден РАБОТАТЬ, как птица летать.(L"homme naquit pour travailler, comme l"oiseau pour voler) - это Рабле. А Рабле, в свою очередь, цитирует Вульгату (латинский перевод) книги Иова, 5:7: homo ad laborem nascitur et avis ad volatum "человек рожден для ТРУДА/МУЧЕНИЯ, а птица для полета". В Синодальном переводе: "но человек рождается НА СТРАДАНИЕ, как искры, чтобы устремляться вверх". "Искры" и "птицы" - разные интерпретации древнееврейского "сыновья Решефа". Решеф - хтоническое божество, его культ был распространен в Древней Сирии и Палестине (http://en.wikipedia.org/wiki/Resheph). Возможно, на самом деле речь не о птицах или искрах, а о каких-то демонах.http://forum.lingvo.ru/actualthread.aspx?tid=75900

Не могу не упомянуть стихотворение Николая Гумилёва:

Шестое чувство

Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,

Следит порой за девичьим купаньем

И, ничего не зная о любви,

Всё ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья;

Так, век за веком — скоро ли, Господь? —

Под скальпелем природы и искусства,

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

А еще вспоминается прекрасное стихотворение землячки В.Г.Короленко - Лины Костенко.

И вправду, крылатым грунта не надо.
Нету земли, то небо отрада.
Нету и поля, то будет воля.
Нету пары, и тучи отарой.
В этом для птиц, верно, правда от века.
А как человеку? Что человеку?
Живёт на земле. Летать не умеет.
А крылья имеет. А крылья имеет!
И крылья те, не из пуха-перьев.
Из правды и чести они, из доверья.
Кого-то верность в любви окрыляет.
Кто-то в вечном порыве взлетает.
Кто-то своей окрылён работой.
Другому крылья - щедрость, забота.
Кому-то - из песен даны, иль надежды.
Кому - из поэзий, мечты безбрежной.
Как будто летать человек не умеет...
А крылья имеет. Крылья имеет!

(перевод Светланы Лесковой)

Невольно вспоминаются и картины Марка Шагала:

Всё-таки как замечательно сказал Владимир Галактионович Короленко:

ЧЕЛОВЕК СОЗДАН ДЛЯ СЧАСТЬЯ, КАК ПТИЦА ДЛЯ ПОЛЁТА!

Хотите лучше владеть компьютером?

Пользователям ПК, часто работающим с текстовыми документами, бывает нужно сравнить два документа: например, если над документом работали несколько человек или документ (скажем, договор) был отправлен партнеру на согласование и дополнение, нужно быстро найти все сделанные второй стороной изменения. Да и сам пользователь может создать несколько копий документа и запутаться: какая версия последняя, и какие исправления были внесены. Оказывается, в версиях программы Word 2007, 2010, 2013 есть простая возможность быстрого и автоматического сравнения двух документов. Как им воспользоваться?

Читайте новые статьи

Актуализация опорных знаний учеников — это не просто освежение в памяти ранее изученных материалов. Это приведение информации, так сказать, в боевую готовность. Хорошо, если школьники не просто припомнили («Ой, мы же вчера об этом говорили!Вы еще про какого-то царя рассказывали!»)разрозненные факты, а готовы связать их с новой информацией. Тем более важно это в том случае, если необходимый опорный материал изучался достаточно давно.

Родители восприняли эту идею скептически, выслушали, из вежливости записали пару советов. Но через несколько дней начались звонки с просьбой назвать книгу, чтобы они ее почитали целиком, или получить еще пару советов, так как то, что я дала на собрании, сработало и дети менялись на глазах. А поделилась с ними я советами из книги «Как говорить, чтобы подростки слушали…».

«Тема Птицы» - Зоб Мускулистый желудок Железистый желудок Воздушные мешки Клоака Восковица. Открытые задачи по теме «Птицы». Коноплянка. Какая птица поит своих птенцов при помощи оперения? В какое время суток больше перелётных птиц: а) ночью, б) днём, в) утром? Что такое лоток и леток? Тестовые задания по теме «Птицы».

«Развитие птиц» - Органы размножения птиц. Откладывание яиц и уход родителей за потомством повышают эффективность размножения. Яичник. Зимовка. Сезонные миграции. Улетают на зимовку за пределы гнездового ареала в «теплые» края. Разнообразие формы и цвета яиц. Где располагаются органы размножения? «Барабанная» дробь. Песня сообщает, что территория занята.

«Скелет птицы» - Сравнение скелетов ящерицы и голубя. Отдел скелета. Анализ скелетов. Строение костей. Скелет голубя. Скелет ящерицы. Способность летать. Кости птиц. Как полёт повлиял на скелет птицы. Скелеты. Полёт.

«Жизнь птиц» - «Птицы нашего леса». Вот некоторые из ответов: - Сопереживание полёта. Приглашение в проект. Что мы знаем о птицах нашего леса? Каково будущее птичьего населения? Какие виды птиц обитают в нашем лесу? Есть ли законы защищающие птиц?

«День птиц» - Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Отыщите названия птиц. 5 минут. Формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц. Но особенно я люблю несолёное сало. Живу я на дереве, в дупле. Девочка устроила столовые для птиц. Оказалось, тут удобное место, вообще голое место. Схема урока. Научиться выделять признаки сходства и различия у птиц.

«Строение птицы» - Что позволило птицам освоить полет как средство перемещения в пространстве? Толстая кишка впадает в клоаку. Птицы. Внешнее строение птиц. Птицы – теплокровные животные с интенсивным обменом веществ и температурой тела 38–45 °C. "Познакомиться с основными морфологическими и анатомическими особенностями организации птиц, связанных с полетом".

Проблема: Можно ли назвать птиц живыми летательными аппаратами?

Цели урока:

  • изучить особенности внутреннего строения птиц связанные с полетом;
  • сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся;
  • показать место птиц в системе живой природы, установить степень родства между живыми организмами на планете;
  • учить видеть прекрасное в мире птиц, показать единение человека и природы.

Форма урока: урок исследование

Тип урока: урок изучения нового материала

Дидактический материал: таблицы «Тип хордовые. Класс птицы. Внутренне строение голубя», «Тип хордовые. Внутреннее строение позвоночных», муляжи головного мозга пресмыкающихся и птиц, учебник «Биология животные» под редакцией В.М. Константинова, учебная презентация по изучаемой теме , конверт с заданиями для учащихся (задания №№1 – 5) , «птенец» - мягкая игрушка, разноцветные кружки для оценивания ответов учащихся.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • поисковый.

Прогнозируемый результат:

  • умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями;
  • проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;
  • умение работать с источниками информации;
  • умение вести монолог, диалог

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация:

Приветствие. Сегодня я хочу предложить вам необычное начало урока. Звучит пение соловья. Сегодня мы будем говорить о птицах.

Что изучает наука зоология? Что изучает наука экология? Как называется раздел зоологии, который изучает птиц?

Как знать, возможно, когда вы вырастите, кто-то из вас станет зоологом, орнитологом, экологом. Все с чего-то начинается, все имеет свои истоки. Дедушка знаменитого ученого эволюциониста Чарльза Дарвина, Эразм Дарвин был натуралистом, врачом, поэтом, имел естественнонаучные взгляды. Его поэма «Храм природы» известна в литературе. Семья Бернхарда Гржимека, известного на весь мир немецкого зоолога много усилий приложила для организации национального парка Серенгети на севере Танзании. В настоящее время в резервате Нгоронгоро действует Международный научно-исследовательский институт и лаборатория для изучения диких африканских животных и сохранения их численности на планете. Семья Жака Ив Кусто изучает подводный мир океана. Замечательно, что для этих людей девиз Киплинга «Мы с тобой одной крови», сказанный устами Маугли стал девизом жизни. «Спасись сам и с тобой спасутся тысячи», - это заповедь Серафима Саровского также актуальна. Мы с вами живем в стремительный век преобразований и ускорений. Редко задумываемся об окружающей нас природе, мало отводим времени для её познания. Скажите, у кого из вас дома есть животные? Какие они? Часто ли у вас есть возможность пообщаться с животными на природе? Умеете ли вы это делать? Мне бы хотелось затронуть вопросы экологической культуры.

2. Изучение нового материала

Тема урока «Птицы: рожденные для полета»

Проблема: можно ли назвать птиц живыми летательными аппаратами?

Задачи, которые мы будем решать:

  • «Мы с тобой одной крови, ты и я» справедливы ли слова Киплинга?
  • Что отличает нас от птиц?
  • Почему птицы рождены для полета?

1этап: мы все живущие на планете Земля одна «большая семья».

Индивидуальная работа: цель - тренинг внимания и зрительной памяти.

Выполнение задания №1. Где в этой семье, в системе живой природы находятся птицы? (Вспомним систематику и классификацию. Систематика – наука о взаимоотношениях и степени родства живых организмов. Классификация – наука о системе соподчиненных понятий)

Империя ядерные

Царство животные

Тип хордовые

Класс птицы

(надотряды плавающие, бегающие, типичные, отряд, семейство, род, вид)

Птицы (пернатые) – представители типа хордовые (позвоночные), тело покрыто перьями, передние конечности крылья, двуногие животные.

2этап: особенности строения пищеварительной системы.

Работа в паре: цель- развитие умения работать с тестом учебника, др. источниками информации

Выполнение задания №2

Что вы знаете об особенностях пищеварительной системы пресмыкающихся?

(рот – глотка – пищевод – желудок – тонкая кишка – толстая кишка). Самостоятельная работа: сложите цепочку. (Рот – глотка – пищевод – зоб – железистый желудок – мускульный желудок тонкий кишечник – толстый кишечник – клоака). Объясните поговорку: «Курицу не накормишь – девицу не нарядишь». (Предположительный ответ: интенсивный обмен веществ, большие затраты энергии при полете, быстрое переваривание). Ягоды рябины свиристели переваривают за 8-10 минут, гусениц трясогузки переваривают за 15–20 минут.

Кто из вас живет в частном доме? Кто из вас имеет огород? Можно ли защитить свой огород от нашествия насекомых, их личинок – гусениц? Как? (Позвать на помощь птиц «Мы с тобой одной крови, ты и я». Подкармливать птиц в зимнее время, развешивать скворечники, дуплянки, ставить поилки летом).

3этап: особенности строения дыхательной системы.

Работа в паре: цель - развитие логики, опора на аналогию

Выполнение задания №3

Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование – разминку. Я попрошу вас усиленно махать руками в течение 30 секунд, подсчитать количество сделанных взмахов. Поделитесь полученными впечатлениями.

Вопросы: Как дышат птицы? Почему они не задыхаются в полете? Почему не перегреваются? (Ноздри – носовая полсть - трахея – центральные бронхи – нижняя гортань – легкие - воздушные мешки).

Значение воздушных мешков

  • уменьшают плотность тела птицы;
  • предохраняют тело птицы от перегрева во время полета.

Значение дыхательных путей:

  • согревание воздуха;
  • проведение в легкие;

трахея из хрящевых колец – просвет открыт, есть возможность для постоянного поступления воздуха. Итак, обмен веществ интенсивный, газообмен эффективный, следовательно, кислород и питательные вещества быстро разносятся по организму.

4этап: особенности строения кровеносной системы.

Цель - развитие логики, опора на аналогию.

Выполнение задания №4 Какова кровеносная система пресмыкающихся? (капилляры, артерии, вены, трехкамерное сердце). Перегородка в желудочке сердца неполная, следовательно, температура тела непостоянная, зависит от окружающей среды.

(капилляры, артерии, вены, четырехкамерное сердце, два круга кровообращения) Вопросы: Каково значение кровеносной системы? Что общего у млекопитающих и птиц?

Этап5: особенности строения нервной системы.

Задание классу: цель развитие мышления

Выполнение задания №5

Зачем в нашем организме нервная система? Ребята, давайте прислушаемся. Что мы наблюдали, когда было тихо? Мы слышали другие окружающие нас звуки. Нервная система отвечает за связь организма с окружающей средой.

Задание: сравните головной мозг голубя и прыткой ящерицы.

Сходство: единый план строения.

Отличия: крупные размеры переднего мозга, мозжечка, большие зрительные доли.

Особенности поведения птиц связаны с особенностями строения нервной системы.

  • метят участок;
  • привлекают внимание партнерши;
  • громкие крики предупреждают об опасности.

Особенности поведения птиц: зачатки рассудительной деятельности, способность к счету, запечатление, распознавание сложных объектов, пространственная ориентация, сложные формы группового поведения, высокая экологическая пластичность.

Мне хочется зачитать вам рассказ Виталия Бианки: «Загадали мне загадку: «Без рук, без топоренка построена избенка». Что такое? Оказывается птичье гнездо. Поглядели – верно! Вот сорочье гнездо: как из бревен, все из сучьев сложено; пол глиной вымазан, соломой устлан; посередине вход; крыша из веток. Чем не избенка? А топора сорока никогда и в лапах не держала. Крепко я тут пожалел птицу: трудно, ох как трудно, поди, им горемычным, свои жилища без рук, без топоренка строить».

Гнезда птицы строят из различного материала: птица - печник из грязи, фламинго из грязи и ила, саланганы из слюны. Гнезда саланган из одной затвердевшей слюны (так называемые ласточкины гнезда) употребляют в пищу. По вкусовым качествам гнезда саланган сравнивают с икрой осетровых рыб. Из таких гнезд готовят деликатесные супы. Если у саланганы взято гнездо, она немедленно строит второе, может построить и третье. Но последующие гнезда загрязнены разного рода примесями. Более всего ценятся первые гнезда, и особенно те, которые находятся в известковых пещерах. Загрязненные гнезда отправляются на очистку, из них производится желатин, который приготовляется в виде стружек. Добыча гнезд саланган трудна, но она рентабельна благодаря тому, что саланганы гнездятся большими колониями в сотни тысяч и более пар. В одной из пещер на острове Калимантан исследователи насчитали около двух миллионов гнезд большой саланганы.

Стрижи-саланганы встречаются в Юго-Восточной Азии, на островах Индийского и Тихого океана. Можно привести примеры, о том, как преданно защищаются от кошек, собак, других хищных птиц галки, ласточки-береговушки. Птицы – это «братья наши меньшие». Мир птиц очень интересен и разнообразен.

3. Итог урока

Конечно, не все вопросы биологии птиц мы с вами рассмотрели подробно. Многое еще предстоит узнать. В начале урока стояла проблема: можно ли назвать птиц живыми летательными аппаратами? Решена ли эта проблема? Вам слово. Давайте подведем итог урока. Я прошу вас этого «птенца» передавать друг другу, как эстафетную палочку называя особенности биологии птиц связанные с полетом.

  • в полете ничего лишнего; скелет легок, длинные кости - полые трубки, клюв легкий;
  • шейный отдел очень подвижен;
  • процесс пищеварения занимает 20-30 минут;
  • дыхание эффективное, в полете двойное дыхание;
  • кровообращение совершенное;
  • нервная система высокоразвитая, есть органы чувств. (Зрение: грифы видят трупы на высоте 3000-4000 метров, соколы – 1000 метров).

Вы, наверное, уже смогли убедиться в том, что птицы удивительные животные. Они всегда живут рядом с нами. Все цивилизованное человечество 1 апреля отмечает День Птиц. Союз охраны птиц России объявлял 2005 год - годом Совы, 2006 - годом чайки, 2007 год – годом аиста.

Международный день птиц отмечается с 1906 года. В этом году 1 апреля была подписана Международная конвенция по охране птиц, к которой Россия присоединилась в 1927 году. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются к родным гнездам.

На Земле существует свыше 10000 видов птиц. Их можно встретить в любой точке планеты и у каждого народа складывается свое отношение к ним. В России всегда с особой любовью относились к птицам, считая их живым символом свободы, красоты, счастья. Птицы населяют не только наши леса и поля, но и былины, сказки, песни. Они - неотъемлемая часть российской природы и культуры. Не случайно некоторые дни напрямую связаны с прилетом птиц. Так на Благовещенье (7 апреля) положено было выпускать певчих птиц из клеток на волю, перед днем весеннего равноденствия пекли жаворонков. В честь появления первых грачей в середине марта (17 марта) день Святого Герасима получил название "грачевника". Птица утка считается символом семейного счастья. В нашей школе мы уже третий год подряд проводим праздник День птиц.

4. Домашнее задание

Параграф 46, задание классу.

Я предлагаю вашему классу тоже включиться в эту благородную акцию и стать участниками международного праздника, отметить это событие дома в кругу семьи, развесить скворечники, дуплянки, синичники. 1 семья птиц за время выкармливания птенцов уничтожает огромное количество вредителей сада. Вы можете составить вопросы птичьей викторины для учащихся начальной школы и опубликовать их на страницах «Школьного вестника». «Мы с тобой одной крови, ты и я» в заключении мне опять хочется вспомнить слова Киплинга. Именно природа учит понимать нас прекрасное. Сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, песня соловья на рассвете, шелест дождя, курлыканье журавлей над порогом дома – как это можно не любить? Мы и природа одна большая семья и должны жить дружно.

Данные об авторе

Еремеев Василий Иванович

Место работы, должность:

Учитель биологии МОУ "Заозерская средняя общеобразовательная школа №10"

Республика Карелия

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Биология

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Дидактический материал

Краткое описание ресурса:

Конспект урока

Урок Биологии 7 класс.

Учитель: Еремеев В.И.

Тема: «Рождённые летать».

Цель : Познакомить учащихся с классом птиц, показать особенности внешнего строения, связанные с полётом, дать определение птицам.

Задачи : 1) образовательные : ознакомить учащихся с классом птиц, дать определение птицам, показать особенности внешнего строения, связанные с полётом (наличие крыльев, обтекаемой формы тела, строение стопы). Также показать, что в связи с полётом птицы имеют легкий скелет, сильные мышцы, хорошо развитое зрение.

2) развивающие : развитие памяти, воображения, логико-мыслительных операций (сравнение, анализ). Совершенствование умений школьников проводить наблюдения за птицами, узнавать изученных птиц в природе, на видео, таблицах, рисунках, сравнивать их между собой. Продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте необходимые сведения.

3) воспитательные : формирование научного мировоззрения учащихся, используя знания о приспособленности птиц к полёту. Осуществление экологического воспитания, развитие бережного отношения к пернатым, как важного компонента среды обитания. Расширить политехнический кругозор на основе знаний физических явлений в жизни птицы. Также осуществлять патриотическое и эстетическое воспитание.

Структура урока :

1. Организационный момент.

2. Вводное слово. Цель урока.

3. Изучение нового материала:

· Определение птиц.

· Приспособление к полёту.

4. Закрепление.

5. «Аукцион знаний».

6. Заключительное слово.

7. Итог урока.

Межпредметные связи:

1. Биология - физика

2. Биология - литература

3. Биология - музыка

Оборудование:

ü Таблицы с рисунками птиц, чучела птиц.

ü Модели самолета, вертолета

ü Коллекция «Топливо» /керосин/.

ü Для демонстрации опыта о легкости скелета птиц: 2 лабораторных штатива с кольцами, набор грузов по 100г - 10 штук, листы бумаги, картон, малярный скотч, веревка.

ü Видеофильм: «Разнообразие птиц» (можно использовать любой видеофрагмент о птицах без звука, а тек прочитать учителю)

ü Музыка: мелодия из программы «В Мире животных».

ü Выставка книг (см. список в конце конспекта).

ü К уроку подготовлена мультимедийная презентация.

Ход урока:

Вводное слово.

Приглашаем вас сегодня в необычайный, загадочный и великий «Мир Птиц».

Показ фрагмента Видеофильма: «Разнообразие птиц»:

Разнообразие птиц на Земле так велико, что с трудом поддаётся описанию. Наш мир обеднел бы без их звонких песен, игры красок и пышного щегольства оперенья.

Вы только представьте себе: на нашей планете живет более 100миллиардов птиц - цифра, потрясающая воображение.

Они окружают нас повсюду, украшая собой всю Землю, не меньше, чем самые яркие цветы, позолоченная осенняя листва или голубые зеркала озёр.

Среди них есть мудрецы и жестокие агрессоры, добродушные тихони и весёлые артисты, великие труженики и настоящие лентяи.

Иногда это очень маленькие птички, размером всего на всего с пчелу (колибри), а иногда настоящие гиганты - страусы, рост которых может достигать почти до 3 метров, а вес - превышает 150 кг.

Мир птиц полон удивительных тайн и замысловатых загадок, которые всегда привлекают наше внимание к себе.

А сколько написано поговорок и легенд о птицах. Например, красивая легенда о лебединой верности, о птице счастья, птице фениксе.

А количество стихов и песен о птицах, где воспевается многоликость этих чудных созданий, невозможно подсчитать.

Когда ночами, полные печали, звучат у моря крики журавлей,

И дымкою туман плывёт в морские дали, тоскую я о Родине моей.

Не правда ли красиво?!

Мы всегда испытываем трепетное восхищение пред лицом чудес в мире пернатых.

Конечно, птицы удивительны, птицы красивы, но самое-то главное - они летают! Именно они подарили нам волнующую идею полёта!

С незапамятных времён, людям свойственно было мечтать о полёте. Что только не придумывали

Как бы хотелось прямо сейчас взмахнуть руками и полететь! Но к сожалению это возможно только во сне.

Парить, перелетать с места на место, наслаждаться ощущением воли и простора могут только они:

«РОЖДЁННЫЕ ЛЕТАТЬ»

Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Рождённые летать».

Сегодня мы познакомимся с этими удивительными созданиями природы - птицами и раскроем их некоторые тайны.

I часть: Определение птиц.

- С чего нам начать?

- Как с чего, конечно с самого главного. Мы должны выяснить: А кто же они такие птицы? Посмотрите на них?

- Почему птиц нельзя спутать с другими животными?

- На основании чего мы можем сказать, что птица - это птица?

- Какие у вас есть мнения на этот счет?

1. Птицы летают .

Но только ли птицы летают? Летают также насекомые, млекопитающие (летучие мыши, белки-летяги), летающие рыбы. Но самыми хорошими летунами бесспорно признаны птицы.

2. Птицы имеют крылья .

Крылья также имеют насекомые, летучие мыши.

3. Птицы имеют клюв .

4. Птицы имеют перья .

Потому птиц называют пернатые. Ни у одних животных населяющих Землю нет перьев, кроме птиц.

- Исходя из наших выводов, давайте попробуем составить определение птицам.

- С научной точки зрения:

Птицы - это позвоночные животные, с постоянной температурой тела, обладающие способностью к полету, покрытые перьями и имеющие клюв.

- Существует несколько определений птиц, составленных разными учеными биологами. Давайте прочитаем какое определение птицам дано в вашем учебнике: страница 144.

- Какое определение вы считаете более красивым и удобным для вас, то и запишите в тетрадь.

- Таким образом, мы с вами выяснили определение птиц.

II часть: Приспособленность птиц к полету.

- Какие же они всё-таки своеобразные эти птицы - «Рожденные летать».

- А почему же они могут летать? Какие у них есть приспособления к полёту?

- На протяжении многих веков человек пытался покорить воздушную стихию и для этого создавал различные технические конструкции - воздушные шары, дирижабли, аэропланы, вертолёты и самолёты. Принцип этих летательных аппаратов человек заимствовал у природы, аналогом которых являются птицы. Не верите? Попробуем это доказать!

- Птицы и самолёты очень похожи друг на друга. Смотрите:

Голова - голова (кабина пилотов), шея - шея, туловище - туловище (салон), крылья - крылья, ноги - шасси, хвост - хвост.

- Выясним, слагаемые успеха, позволяющие летать.

Ответы учащихся учитель записывает в таблицу:

Птица

Самолет

1. Крылья.

1. Крылья.

2. Обтекаемая форма тела.

Перьевой покров.

2. Обтекаемая форма тела.

3. Легкий скелет.

Прочность, легкость, компактность.

3. Легкий корпус.

Алюминий.

4. Сильные мышцы.

4. Двигатели.

5. Причуды стопы.

5. Шасси.

6. Питание.

6. Топливо.

Керосин.

7. Органы чувств.

7. Бортовые приборы.

ПРИРОДА ← КОНСТРУКТОР → ЧЕЛОВЕК

Предполагаемые ответы учащихся:

1. Крылья .

Крылья - видоизменённые передние конечности.

Крупные перья передних конечностей образуют самый совершенный летательный аппарат. Крылья идеально приспособлены к полету по своей форме и создают подъемную силу.

- Сокол Сапсан, для увеличения скорости движения прижимает крылья к телу, когда устремляется за добычей с небес и достигает при этом скорость 180км/ч. Современные истребители достигают высоких скоростей, также складывая в полете крылья.

- Альбатрос - самая крупная из летающих птиц, у которых крылья имеют вытянутую форму и размах до 3 метров, потому часами может парить над океанами, не сделав ни одного взмаха. Крылья планеров - длинные, узкие; набрав высоту в восходящем потоке теплого воздуха, они потом парят медленно и плавно опускаясь вниз.

- Колибри - может занимать почти вертикальное положение, стоять в воздухе на одном месте и даже двигаться назад, за счет того, что их крылышки бьются с частотой 80 взмахов в секунду. Горизонтальный винт вертолёта позволяет ему зависать в воздухе.

- А бывают ли птицы без крыльев? Нет! Бескрылых птиц в природе не бывает, хотя не всякие крылья годятся для полета. У Страусов - крылья используются для брачных танцев. У Пингвинов - они выполняют функцию ласт. У Новозеландского Киви - они очень малы и полностью спрятаны среди оперения, так что снаружи не видны. У других внешне и вовсе не отличаются от типичных крыльев - просто они очень слабые и птицу в воздух поднять не способны.

2. Обтекаемая форма тела.

Обтекаемую форму тела птицам придает перьевой покров. Старательно уложенные перья придают птице хорошо обтекаемый контур так, чтобы рассекаемый воздух не препятствовал сопротивлению перьев.

- Перо - чудо инженерного искусства, которое проявила природа. Оно чрезвычайно легко и прочно. Заменить крыло самолету - большая проблема, а вот поврежденное перо восстановить легко. Кроме того, перья и пух отлично согревают птицу и защищают её.

- От перьев многое зависит в жизни птиц, поэтому птицы очень тщательно ухаживают за своими «пуховиками»: промывают в воде, протирают пылью, укладывают каждое пёрышко на своё место, а некоторые смазывают свои перья жиром (гусь - «как с гуся вода»).

- А знаете ли вы сколько у птицы перьев? Перьев у птиц очень много: у лебедя их насчитали 25216, причем 80% на голове и шее; у курицы - 8325; у воробья зимой - 3550, а летом - 3150.

3. Легкий скелет (кости). Прочность, легкость, компактность.

- Важное условие для хорошего полета - это малый вес. Самолетным металлом является алюминий, вернее его сплавы, они очень легкие и прочные.

- Значит скелет птиц, должен состоять из легких и прочных костей. Это достигается за счет полых костей. Кости имеют тонкие стенки, а внутри они полые или образуют сеть тонких внутренних перегородок. Такие кости легкие и в то же время очень прочные.

- Демонстрация опыта: типы костей (2 штатива с кольцами, грузики, бумага). Сначала учитель складывает лист бумаги несколько раз и вставляет его в кольца штативов. На бумагу одевает веревку, а к ней привешивает грузик. Бумага не выдерживает веса и грузик падает. Затем учитель сворачивает лист бумаги в трубочку и повторяет опыт. Бумага выдерживает вес даже нескольких грузиков. Учащиеся делают вывод о том, что легкость скелета птиц достигается полыми костями.

4. Сильные мышцы.

- Самолет взлетает за счет работы двигателей.

- Двигателем, обеспечивающим работу крыльев у птиц служат мощные летательные мышцы, на долю которых приходится до 25% веса тела.

5. Причуды стопы.

- Стопа состоит из 4 пальцев (3 пальца вперед, один назад), исключения: совы и дятлы - 2 вперед, 2 назад, стриж - 4 вперед.

- Наличие цевки - длинной прочной кости, не имеющей мускулатуры. Через неё проходят сухожилия. Обеспечивает сгибание пальцев. Выполняет функцию рычага, обеспечивает точную координацию движений.

- Птицы при ходьбе опираются не на всю стопу, как это делаем мы, а на пальчики. Так называемое «Пальце-хождение» это придает особую мягкость и элегантность движениям. Чарующая грация артистов балета также во многом достигается за счет того, что они танцуют на «пальчиках».

6. Питание.

- Полет требует много энергии. Самолет заправляется топливом (керосин) /показ коллекции с керосином/, а птицам приходится очень много есть. Например, птица колибри в сутки съедает пищи в 2 раза больше собственного веса.

- Птицы постоянно заняты поиском корма.

- Скорость переваривания также очень велика. Например, воробей полностью переваривает зерна за 3 часа.

Уравнение:

С6 Н12 О6 + 6О2 = 6СО2 + 6Н2 О + Е

много пищи - много кислорода энергия

- А при полете требуется в 10-12 раз больше кислорода, чем в покое.

- Поэтому в дыхательной системе птиц кроме легких, имеются воздушные мешки, благодаря которым при полете обеспечивается непрерывный ток воздуха через легкие.

7. Рекорды зоркости.

- У самолета есть бортовые приборы для ориентации. А птицы же ориентируются в воздухе за счет органов чувств. Конечно, лучше всего у них развито зрение.

- Если среди всех живых существ планеты устроить соревнование на самое лучшее зрение, то птицы бесспорно займут на нем все призовые места.

- Главный приз, несомненно достанется хищникам. Острота зрения у некоторых хищных птиц в 8 раз больше, чем у человека.

- Степной орел видит суслика с высоты нескольких сотен метров.

- Сапсан - голубя за километр.

- С расстояния 1,5 км беркут наблюдает за кроликом.

- Парящие на головокружительной высоте гифы различают труп мелкой антилопы с расстояния 3-4км.

- Птицы видят мир во всём богатстве его цветов и красок.

- А вот обоняние развито куда скромнее.

- От чего люди не летают?

- Люди никогда не смогут полететь, потому, что у них нет крыльев.

- Полёт - это прежде всего победа над земным притяжением. Секрет возникновения подъемной силы, побеждающей в полете силу тяжести разгадал выдающийся русский исследователь, основоположник современной аэродинамики Н.Е.Жуковский. Он доказал, что причина кроется в разности давления воздуха снизу и сверху от крыла.

- Полет возможен благодаря подъемной силе, которую создает крыло. Это связано с тем, что давление воздуха под крылом больше, чем давление воздуха, проходящее над крылом. Эта разница давлений и создает подъемную силу крыла, которая удерживает птицу в полете.

Закрепление:

- Подведём итоги: Почему же птицы летают?

Учащиеся подводят итоги урока по таблице, делая вывод:

Конструктор - человек, конструктор - Природа.

III часть «Аукцион Знаний».

- А теперь, мы предлагаем вам проверить ваши знания о птицах. И попробуем выбрать самого эрудированного в «Мире пернатых».

- Перед вами «галерея птиц».

7 конвертов - 7 темниц

А в темнице той хранится удивительная птица!

Постарайтесь её угадать!

- Если вы угадаете её с первого раза, то получите 3 отличительных знака,

- Если со второго - то 2,

- А если с третьего, то только - 1

- Попрошу не устраивать птичий базар.

Для подготовки этой части урока учитель заранее заготавливает «раскладушку» - «галерею птиц» с 7 конвертами. В конвертах находятся картинки птиц. Учитель, зачитывая подсказки, предлагает учащимся за 1 минуту угадать птицу, спрятанную в конверте. Фотографии птиц можно показать с использованием сети интернет, предварительно их скачав. Заготовленная раскладушка используется на остальных уроках: учащимся предлагается задание найти любую информацию о представленных птицах и вкладывать её в конверты. Эта информация используется при изучении темы: «Разнообразие птиц».

ЛОТ №1

Подсказка первая:

Птицы, которые не терпят одиночества и поминутно перекликаются, оповещая отставших собратьев о месте нахождения стайки. Ведь они неутомимые путешественники.

Подсказка вторая:

Пока леса утопают в сугробах, встреча с этими красавцами не редкость даже на оживленных городских улицах. Они вовсе не пугливы и позволяют любоваться собой с близкого расстояния.

Подсказка третья:

Про этих птиц спели Иванушки Интернешенел.

Ответ: СНЕГИРЬ.

ЛОТ №2

Подсказка первая:

Она может поворачивать голову на 180º в горизонтальном положении и на 270º в вертикальном.

Подсказка вторая:

Способны видеть мелкие предметы при слабом ночном освещении. Обладает чутким слухом, улавливая даже незначительные шорохи.

Подсказка третья:

На Руси эти птицы являются символом мудрости.

Ответ: СОВА.

ЛОТ №3

Подсказка первая:

Первые европейцы, высадившиеся на побережье Бразилии писали: «Это настоящее миниатюрное чудо». А местные жители называли её «Солнечный бог», «Ангел Солнца».

Подсказка вторая:

Ученые утверждают: «Сердце этих птиц бьется невероятно быстро - до тысячи ударов в минуту.